Форма входа

Гость
Привет, Гость!

логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?

Аниме Радио

Connection Refused!

Статистика





Надеемся, вам будет приятно смотреть аниме бесплатно в нашем онлайн кинотеатре!

Внимание! Если РКН заблокирует текущий домен, новое зеркало будет открываться по адресу чтоугодно.animespirit.ru.

Поиск аниме:

[Расширенный поиск]

TOP Аниме онлайн




Ответить
 Катаны , японсий меч
Fan_Fan
21 августа 2010 14:01
Сообщение #21



Семпай
  • 51

Репутация: 34
Группа: Новичок
Сообщений: 211
Регистрация: 9.08.2010
ICQ:--
Продолжимс...


Мастер продолжает работу до тех пор, пока стальной брусок не будет свернут шесть раз. Каждое сворачивание требует приблизительно тридцати минут и двух или трех нагревов. Фактически, ковка может производиться в течение только трех-четырех минут, пока раскаленная сталь из желто-белой не станет ярко-красной. Во время нагрева стали, кузнец периодически извлекает заготовку из горна, быстро обваливает ее в золе рисовой соломы, обливает все это жидкой глиной и снова помещает в горн. Глина и зола защищают сталь, предохраняя поверхность от воздействия кислорода, что замедляет снижение содержания углерода в стали и предотвращает окисление. Если они не используются, воздействие кислорода и высокой температуры вызывает чрезвычайно большую потерю углерода (происходит превращение стали в железо) и, как следствие, растрату большого количества материала. Даже при соблюдении всех условий, на первом этапе ковки обычно теряется приблизительно половина первоначального объема тамахаганэ.

 title=


 title=


Первые шесть сворачиваний называются сита-гитаэ, или базовая ковка. В результате получается стальной брусок с габаритами 10х3/4х11/2 дюймов, весящий от 21/4 до 31/2 фунтов. Но на этом этапе металл все еще не готов; в нем слишком много углерода, который, к тому же неравномерно распределен. Перед продолжением ковки кузнец разрезает брусок на три равные части. Двух частей будет достаточно для изготовления короткого меча, а для полноразмерного лезвия потребуется четыре таких части (используется одна дополнительная часть из другой партии).

Кузнец складывает четыре части одна на другую и, используя нагрев и ковку, сваривает их вместе. Полученная заготовка, весящая от 31/4 до 51/2 фунтов, снова проковывается и сворачивается пополам еще шесть или семь раз. Этот второй этап назван агэ-гитаэ, или финальная ковка. При этом снова теряется около половины первоначального объема. В результате получается брусок весом от 2 до 31/2 фунтов с содержанием углерода около 0,7 процентов, что является с точки зрения некоторых мастеров, оптимальным значением (здесь мнения кузнецов расходятся.

Большая часть углерода в тамахаганэ - целых 0,3 процента - теряется в течение первого этапа ковки, когда кусочки необработанной стали расплющиваются, складываются вместе и сковываются. Каждое последующее сворачивание вызывает потерю еще 0,03 процентов углерода, поскольку при этом разрушаются крупные кристаллы углерода. Предположим, что перед началом ковки содержание углерода в тамахаганэ составляло 1,4 процента. К началу первого сворачивания оно уже уменьшилось до 1,1 процента. Тринадцать последующих сворачиваний вызывают потерю еще 0,39 процента (0,03х13). В итоге получаем сталь с содержанием углерода приблизительно 0,7 процентов. В то же время ковка и сворачивания сделали распределение углерода более равномерным и способствовали вытеснению большинства примесей и шлаков.

Кузнец все оценивает на глаз, контролируя качество стали во время работы по ее внешнему виду. Не существует никаких четких предписаний относительно количества сворачиваний. Например, обычно проделывается это тринадцать раз. Сталь считается готовой, если на сгибе она тянется равномерно и остается гладкой, без разрывов и трещин. Тщательно подбирая кусочки стали в самом начале и перед финальной ковкой, а также наблюдая за состоянием стали во время нагрева и ковки, Мастер может изготовлять такую сталь, которая ему в данный момент необходима.

 title=

Шероховатая область в центре - результат "растягивания" металла при сворачивании. Трещины и пустоты в этой области свидетельствуют о том, что эта сталь находится на ранней стадии ковки.


 title=

Сталь на поздней стадии ковки. В области сгиба отсутствуют крупные трещины или пустоты. Стальной брусок почти готов к тому, чтобы из него можно было изготавливать лезвие меча.


Не менее важны, помимо количества содержания углерода, параметры - качества металла (дзитэцу) и вид узора на боковых поверхностях лезвия (дзихада). Во время ковки стальная заготовка сгибается тринадцать или более раз и становиться похожей на своего рода металлическое слоеное печенье, состоящее из наложенных друг на друга 16,000 или более слоев на один дюйм стали. Расположением этих слоев можно управлять, и на хорошо отполированном лезвии они проявляются в виде четкого узора. Если в начале финальной ковки кузнец объединяет стальные блоки из разных базовых ковок (что он часто и делает), слои стали с различным содержанием углерода проявятся как контрастные линии вдоль неполированных частей изготовленного лезвия. Кузнецы Синсинто часто использовали этот метод, чтобы изготовлять роскошно выглядящие мечи.

То, каким образом стальные блоки ковались, является очень важным для определения общего вида дзихада. Сгибание только в одном направлении (в длину) и затем ковка стального блока так, чтобы боковые стороны блока стали боковыми поверхностями лезвия, позволяют получить узор с ровной текстурой, называемый масамэ. Прямые линии в этом узоре - это остатки слоев из кусочков тамахаганэ, уложенные в стопку для начальной ковки.

Сталь при ковке может сгибаться или только в одном направлении или же может быть использовано поочередное сгибание в длину и в ширину. Если боковые поверхности лезвия сформированы одним из указанных способов, т.е. осуществлялась ковка боковых поверхностей стальной заготовки, которая сгибалась только в длину, или если во время ковки стальной брусок сгибался и в длину и в ширину, то полученный вариант дзихада называется итамэ. Итамэ напоминает структуру волокон на деревянной доске, что является результатом сильных ударов молота, которые повлекли проникновение одних слоев стали через другие и вызвали образование сложной структуры.


 title=


Направления сворачивания могут чередоваться.

 title=




Два вида дзихада.

Небольшие дополнения в эти основные виды дзихада могут быть внесены за счет варьирования силы ударов молота, формы его головки, температуры стальной заготовки


Пример масамэ


Пример итамэ

Процесс ковки, описанный выше, используется, чтобы изготовить каваганэ - сталь, из которой формируется наружная поверхность лезвия, включая режущую кромку и хамон. Хвостовик также может быть полностью сделан из каваганэ. Однако средние и полноразмерные мечи обычно изготавливаются из соединения каваганэ и немного более мягкой, малоуглеродистой стали, называемой синганэ или "сталь сердцевины". Как можно понять из названия, синганэ обернута снаружи по всей длине меча высокоуглеродистой сталью. Будучи более пластичной, чем каваганэ, синганэ помогает защитить лезвие от растрескивания или поломки при нагрузке.

Чтобы изготовить синганэ, Кузнец берет 2-х фунтовый кусок тамахаганэ, который, как он знает, имеет среднее содержание углерода приблизительно 0,5 процентов. Однако в отличие от каваганэ, он просто выковывает из этого куска металлический брусок, который затем сворачивается и проковывается еще десять раз. Большое количество сворачиваний объясняется тем, что тамахаганэ такого качества обычно содержит много примесей. После ковки кузнец получит длинный и узкий брусок, весящий приблизительно полфунта (то есть только четверть от первоначального веса – остальное теряется в процессе ковки), с содержанием углерода 0,2 – 0,3 процента. Увеличивая или уменьшая число сгибаний и подбирая соответствующие куски тамахаганэ, можно получать сталь с большим или меньшим содержанием углерода. Некоторые кузнецы, например, используют сталь средней твердости на боковых сторонах и обухе лезвия.



Кузнец берет куски тамахаганэ, сковывает их в тонкие пластины и ломает эти пластины на более мелкие кусочки.



Одна из полученных пластин приваривается к ручке, и на нее складывается штабелем кусочки тамахаганэ, все это нагревается в кузнечном горне и, используя ковку, сваривается вместе, пока не получится брусок.



Кузнец складывает полученный брусок и кует его до тех пор, пока не достигнет прежнего размера, так чтобы он мог снова сложить его, на этот раз вдоль.



Сталь свернута большое количество раз и уменьшилась в объеме втрое. Четыре куска стали снова объединяются, чтобы сформировать новый блок, который затем сковывается и сворачивается шесть или более раз, чтобы получить каваганэ.




Кузнец делает из каваганэ U-образную форму, вставляет по всей длине синганэ и, нагревая их вместе в горне и периодически проковывая, сваривает составные части и увеличивает длину заготовки до тех пор, пока из нее не получится сунобэ.

--------------------


Eat more brains (C).
Перейти в начало страницы
Fan_Fan
22 августа 2010 16:02
Сообщение #22



Семпай
  • 51

Репутация: 34
Группа: Новичок
Сообщений: 211
Регистрация: 9.08.2010
ICQ:--

ЦУКУРИКОМИ: формирование стальной основы.

Следующий шаг состоит в обвертывании синганэ каваганэ. Сначала кузнец изготавливает из 2,5 фунтовой заготовки каваганэ плоскую пластину длиной приблизительно 15 дюймов и сгибает ее в виде буквы U вдоль по всей длине. Внутри этой U-образной пластины он размещает 1 фунтовый брусок синганэ. Мягкая сталь сердцевины не доходит до той части, которая станет режущей кромкой и которая сделана только из лучшей и самой твердой стали.

После этого кузнец помещает полученную заготовку, состоящую из двух частей, в кузнечный горн, нагревает ее пока она не станет ярко-желтого цвета (приблизительно 1300° С или немного выше) и начинает сковывать эти части так, чтобы каваганэ полностью “обвернул” собой синганэ. Сварка каваганэ и синганэ между собой должна быть полной и качественной. Ошибка на этом этапе может привести к возникновению щелей или раковин внутри лезвия или к тому, что часть синганэ выйдет на поверхность лезвия. Любая из этих ошибок будет фатальной для меча.

Этот простой тип ковки, когда куски каваганэ и синганэ сложены в виде сэндвича, называется кобусэ-гитаэ, а такая композиция является наиболее общей формой внутренней структуры лезвия меча. Другой тип формирования внутренней структуры носит название хон-синмай-гитаэ. В этом случае лезвие состоит из трех отдельных пластин высокоуглеродистой стали, которые располагаются с двух боковых сторон и по нижнему (затачиваемому) краю. При сложной внутренней структуре могут использоваться четыре или более четырех отдельных пластин, из которых будут изготовлены боковые стороны, режущая часть лезвия, обух и внутренняя сердцевина. При этом части свариваются между собой по очереди. Иногда при этом используются сложные комбинации из высоко-, средне- и малоуглеродистых сталей. Однако эффект от таких комбинаций никогда не был полностью проанализирован. Возможно, при этом действительно имеются отличия по прочности, хрупкости, твердости и т.д., но маловероятно, чтобы древние кузнецы могли хорошо разбираться в этом. Большое многообразие методов ковки, без сомнения, является наследием различных школ, развивающихся в изоляции друг от друга многие века. В некоторых случаях, схемы комплексной сварки – результат ошибочных попыток кузнецов позднего периода Эдо на пути воссоздания "потерянных секретов" мастеров Кото.

 title=

Твердая сталь (каваганэ) обвернута вокруг мягкой сердцевины (синганэ).


 title= title=

Структура лезвия при использовании КОБУСЭ-ГИТАЭ
















 title= title=
Структура лезвия при использовании ХОН-САНМАЙ-ГИТАЭ
















СУНОБЭ: формирование заготовки лезвия.

На этом этапе кузнец начинает формировать полученный брусок в заготовку для лезвия – сунобэ, из которой и будет изготовлен меч. Он нагревает брусок в горне и затем ковкой превращает его в прямоугольную заготовку, размеры которой составляют 90 процентов от окончательных размеров лезвия (это сделано, чтобы учесть расширение металла при финальной ковке). При этом сумма толщины и ширина заготовки будет составлять приблизительно 10 процентов от окончательной длины лезвия.

После этого кузнец обрабатывает хвостовик, чтобы выделить его на лезвии: работая молотком, он делает насечки с двух сторон (со стороны будущей режущей кромки и со стороны обуха), определяя положение хвостовика. Он также округляет и формирует ту часть заготовки, которая станет острием. Тщательное проковывание молотом делает сунобэ одинаковой по толщине по всей плоскости. И хотя она все еще остается только стальной заготовкой длиной приблизительно 26 - 27 дюймов, но она уже имеет грубую форму меча.

 title=


 title=

Сунобэ (вверху) сделана более короткой и более толстой, чем окончательное лезвие, чтобы учесть расширение в процессе ковки.



ХИДЗУКУРИ: придание лезвию формы.


Далее кузнец начинает “растягивать” заготовку сунобэ перпендикулярно ее длинне, выравнивать ее и формировать режущую кромку, острие, боковые ребра и обух. Он нагревает лезвие до желтого цвета (1100° C) и методично обрабатывает его молотком до тех пор, пока оно не остынет до вишнево-красного цвета (700° C) и затем снова возвращает заготовку в горн для подогрева.

Только часть заготовки - приблизительно 6 дюймов – может нагреваться в кузнечном горне за один раз. Это – очень ответственная часть, поскольку, если сунобэ слишком раскалить, молоток растянет сталь и разрушит композитное соединение металлов; обработка же недостаточно нагретой стали может вызвать поломку меча. Начиная с хвостовика или острия, мастер формирует режущую кромку и боковые ребра, продвигаясь вдоль лезвия к другому концу.

Этот тип ковки кажется обманчиво простым в руках опытного кузнеца. Лезвие под молотком мастера растет по прямой линии, несмотря на то, что сталь вдоль режущей кромки более тонкая, чем вдоль обуха. Кузнец работает быстро, постоянно вращая заготовку, чтобы предохранить ее от быстрого охлаждения в том месте, где она касается холодной наковальни. Он обрабатывает острие, боковые стороны, режущую кромку и обух в непрерывной последовательности, изменяя силу каждого удара, чтобы обеспечить только необходимое расширение стали.

В руках новичка происходят иные вещи. Лезвие вместо того, чтобы расти по прямой линии скручивается и изгибается, больше напоминая змею, чем меч. Каждая попытка выпрямить лезвие, кажется вызывает только увеличение кривизны и появление дополнительных морщин.



Равномерная обработка молотком позволяет мастеру получить гладкую поверхность и устраняет необходимость в сильной опиловке и шлифовке. Режущая кромка, которая в конечном счете будет остра как бритва, на этом этапе еще очень толста (ее толщина составляет примерно десятую часть дюйма). Это сделано, потому что при заключительной закалке и отпуске имеются значительные напряжения, и, если режущая кромка будет слишком тонкой, она может треснуть.

 title=


Сын Ёсиндо - Ёсикадзу, используя молот, помогает формировать лезвие из сунобэ. Хвостовик меча достаточно толстый, и иногда требуется помощник для обработки этой части лезвия.

Для вопросов а кто этот Есиндо. Это кузнец чью технологию я вам представляю.

 title=


Кузнец начал формировать край и боковое ребро на заготовке сунобэ, "растягивая" сталь перпендикулярно длине лезвия.

 title=


Формирование области острия.

 title=


Формирование острия выполняется молотком с большой осторожностью.

 title=


Придав лезвию нужную форму, Ёсиндо (кузнец на фото) с помощью молотка разглаживает неровности и формирует боковые поверхности по все длине лезвия.



СИАГЭ: предварительная шлифовка и опиловка.


В После ковки кузнец использует двуручный нож-скребок для обработки боковых поверхностей, чтобы сбрить любые неровности на поверхности металла. Нож-скребок, называемый сэн, представляет собой лезвие, напоминающее крыло и имеющее закаленную и заточенную режущую кромку (обычно это часть меча). Затем кузнец напильником обрабатывает обух и режущую кромку и, используя шероховатый камень карборунд, выполняет предварительную шлифовку всей поверхности лезвия. Режущая кромка при этом по-прежнему не затачивается.

На этом этапе форма меча уже хорошо определена, и все линии и поверхности сформированы. Уже четко видны хвостовик, боковые ребра, мати и линии, образующиеся в месте, где обух переходит в боковые поверхности. Поверхность лезвия отшлифована очень грубо, что позволяет глиняной корке во время яки-ирэ хорошо к ней прилипнуть. Поскольку жир также может снизить прилипание глины, мастер очень аккуратен на этом этапе и старается не касаться поверхности лезвия пальцами.




Для обработки неровностей на лезвии используется двуручный нож-скребок, называемый сэн.



После ковки окончательная доводка формы лезвия выполняется напильником.




ЦУТИОКИ: создание хамон (не путать с испанским сыро вяленым окороком).

Медь - металл, который становится более жестким во время обработки; если его ковать, он становится все менее и менее гибким. Сталь однако укрепляется только нагревом и быстрым охлаждением. Закаленная сталь может быть хорошо заточена и будет сохранять остроту, но это не подходит для всего лезвия, так как при этом оно становится слишком хрупким. По этой причине японские кузнецы-оружейники использовали методы укрепления только режущей кромки лезвия, оставляя “тело” меча более гибким, способным “поглотить” удар или выдержать напряжение, вызванное внезапным скручиванием.
Перед кузнецом на этом этапе встают две проблемы. Во-первых, режущая кромка должна быть сделана достаточно твердой, но ни слишком твердой и ни слишком мягкой. Это зависит от температуры обжига, содержания углерода в стали и ряда других факторов, предусмотренных кузнечным делом, правильность выполнения которых невозможно проверить до момента, когда горячее лезвие охлаждается в воде.
Во-вторых, понимание меча в Японии диктует, что на лезвии должен быть распознаваемый рисунок, на котором можно проследить, как кристаллическая структура режущей кромки изменяется от твердого мартенсита (martensite – игольчатого вида микроструктура, наблюдаемая в подвергнутых значительному переохлаждению некоторых металлических сплавах и чистых металлах) до мягкого перлита (pearlite – одна из структурных составляющих стали, представляющая собой смесь феррита и цементита и обладающая большой прочностью и пластичностью). Этот рисунок называется хамон, и он, фактически, является отражением мастерства кузнеца. Это своего рода подпись. Хамон – возможно, наиболее важный эстетический элемент лезвия, и первое на, что обращают внимание ценители мечей. Б. Робинсон в своей книге “The Arts of the Japanese Sword” приводит приблизительно пятьдесят три различных хамон; каждый с собственным названием (от описательного “прямой нестандартный” до более суггестивного “хризантема и вода”) и именем кузнеца или школы, с которыми он идентифицирован. Стиль в хамон напоминают стиль в одежде и зависит от времени. Сегодня один из любимых хамон Ёсиндо – тёдзи или “цветок гвоздики”, рисунок напоминающий лепестки и часто связываемый с мечами стиля Бидзэн.
Для укрепления режущей кромки поверхность лезвия покрывается слоем глины (более толстый слой вдоль обуха и на боковых поверхностях и очень тонкий слой вдоль режущей кромки), затем лезвие нагревается в горне до температуры 700° - 900° С и быстро охлаждается в емкости с водой. Нагревая лезвие выше этих температур, можно добиться его “отпускания”, изменяя при этом состояние стали к аустениту (austenite – одна из структурных составляющих стали, представляющая собой твердый раствор углерода (до 2 %) или углеродистого железа в железе, находящимся при температуре 910 - 1400° С). Заключительная твердость стали зависит от скорости, с которой эту сталь охлаждают. Если сталь охлаждается быстро, что происходит там, где глиняная корка тонка, аустентит изменится к мартенситу, и металл станет тверже, чем был. Если скорость остывания медленнее, что происходит там, где толстая глинистая корка служит изолятором, структура стали возвратится к первоначальному ферриту и перлиту, и твердость стали будет почти неизменна.


--------------------


Eat more brains (C).
Перейти в начало страницы
Fan_Fan
23 августа 2010 16:19
Сообщение #23



Семпай
  • 51

Репутация: 34
Группа: Новичок
Сообщений: 211
Регистрация: 9.08.2010
ICQ:--
Реально на твердость режущей кромки оказывают влияние три связанных переменных:

1. Содержание углерода в стали. Сталь с содержанием углерода менее 0,35 процентов фактически не может быть охлаждена достаточно быстро, чтобы изменяться к мартенситу - то есть, чтобы сформировался хамон. Содержание углерода также влияет на ширину и извилистость линии (хабути), которая определяет границу хамон. Сталь с содержанием углерода 0,6 процентов, которую использует брат Ёсиндо - Сёдзи, будет иметь немного более широкую хабути, чем сталь с содержанием углерода 0,7 процентов, которую выбирает Ёсиндо.


2. Слой глины на лезвии. Варьируя место нанесения и толщину глиняного слоя, особенно на краю режущей кромки и рядом с ней, кузнец добивается возникновения в стали неоднородных по кристаллической структуре областей, проявляющихся в виде узнаваемого узора на законченном лезвии.


3. Температуры, до которой нагреты различные части лезвия. Хотим мы или нет, но все части меча не могут иметь одинаковую температуру перед охлаждением. Режущая кромка, например, обычно разогревается сильнее, чем обух по всей длине лезвия. Величина температуры и ее изменение определяют появление хамон и других видимых характеристик металла, таких как ниэ, ниой и уцури.


Выполнение этой части работы кузнец начинает с подготовки клейкой глиняной смеси, которая будет нанесена на лезвие. Она состоит из глины, порошка древесного угля и растолченного песчаника (омуро), взятых в приблизительно равных пропорциях. Глина выполняет основную функцию изолятора. Песчаник (омуро) предохраняет глину от усыхания и растрескивания. Древесный уголь помогает кузнецу регулировать степень нагрева и охлаждения. Точная формула смеси может изменяться от школы к школе и от кузнеца к кузнецу.

Мастер прибавляет воду к глиняной смеси и перемешивает ее, пока не достигнет требуемой вязкости. Затем, используя шпатель, он наносит глину на режущую кромку меча, делая ее очень тонкой там, где должен появиться хамон. После этого мастер наносит более толстый (от одной восьмой до одной четверти дюйма) слой глины на верхнюю часть лезвия и обух. Это покрытие предотвратит указанную часть лезвия от быстрого охлаждения и закалки и определит границу хамон. Граница будет более четкой, если кузнец сделает резкий переход от тонкого слоя глины к более толстому.

Затем, на уже нанесенные слои глины, кузнец ребром штапеля наносит дополнительный ряд очень тонких глиняных полос, расположенных перпендикулярно или под углом к режущей кромке лезвия. Эти полосы играют роль изоляторов при закалке и создают аси - узкие каналы более мягкой стали в укрепленной режущей кромке. Такая “зубчатая” модель режущей кромки помогает ограничить степень повреждения лезвия при возникновении сколов: скол остановится на линии аси. Аси может являться важной частью, определяющей вид хамон. Однако кузнецы школы Сосю на этом этапе добавляют в глину порошок окисла железа, чтобы сделать аси в хамон визуально менее заметными.

После этой процедуры кузнеца ожидает час или более до образования на лезвии сухой глиняной корки.


Таким образом, нанесение глины на лезвие выполняется в следующей последовательности: режущая кромка, верхняя часть лезвия и обух, аси. Любопытный аспект этой процедуры состоит в том, что лезвие полностью “упаковано” в глину. Несмотря на то, что если для успешного выполнения яки-ирэ режущая кромка должна охлаждаться значительно быстрее, чем остальная часть лезвия, то кузнец вообще не должен наносить глину на режущую кромку, а для охлаждения использовать непосредственный контакт раскаленного металла с прохладным воздухом или водой. На практике же получается, что быстрее охлаждается лезвие, покрытое тонкой глиняной коркой. Это происходит потому, что нанесенная глина создает большую площадь охлаждающей поверхности для металла. Кроме того, глина предотвращает появление пузырьков на поверхности лезвия в момент охлаждения, которые стали бы крошечными изоляторами и вызвали бы возникновение областей мягкой стали в хамон.

 title=

Ёсиндо смешивает глину и воду


 title=

На режущую кромку глиняная смесь наносится в первую очередь.


 title=


 title=

Верхняя часть лезвия покрывается толстым слоем глиняной смеси


 title=

Очень тонкие полоски глины, расположенные перпендикулярно режущей кромке, образуют аси.


 title=


 title=


Только что покрытое глиной лезвие (верхнее фото). И то же самое лезвие с уже подсохшей глиняной коркой. Рисунок на режущей кромке, полученный в результате высыхания глины, идентичен хамон, который получится после укрепления режущей кромки: этот рисунок называется гуномэ.

 title=


 title=


Другой способ нанесения глины (верхнее фото) и то же лезвие с частично подсохшей глиняной коркой. Этот рисунок называется тёдзи - "цветок гвоздики" - типичный хамон на мечах стиля Бидзен.



ЯКИ-ИРЭ: укрепление режущей кромки.


Яки-ирэ - процесс нагрева меча докрасна с последующим погружением его в емкость с водой, возможно, наиболее впечатляющий момент в работе кузнеца. Раскаленное лезвие, затемненная кузница, шипение поднимающегося пара - все это делает яки-ирэ почти мистическим действом, посредством которого из куска металла рождается меч.
В действительности же, как это часто бывает, все обстоит совсем не так. Яки-ирэ – работа целого дня, зачастую оканчивающаяся разрушенным лезвием, которое должно быть или вторично переработано или отбраковано. Работа выполняется ночью при выключенном свете для того, чтобы кузнец мог видеть истинный цвет раскаленного лезвия и точно определить его температуру. Рассказы о воде для охлаждения, которую якобы необходимо брать только из такого-то и такого-то горного ручья или которая должна быть такой-то и такой-то температуры, пожалуй, являются вымыслом. Или частью той таинственной привлекательности, которой всегда окружали себя кузнецы, чтобы представить свою технику как исключительную и секретную.
В чем однако не приходится сомневаться, так это в том, что успешное выполнение яки-ирэ требует высокой квалификации и чувства материала. Кузнец не использует серийно производимую фабричную сталь. Металл в каждой новой партии имеет уникальные характеристики, некоторые из которых устраивают кузнеца, а с некоторыми приходится бороться. Он должен уметь оценить температуру лезвия на глаз и без колебаний выбрать точный момент для охлаждения.

При разговоре об укреплении японских мечей, многие западные писатели используют термин “закаливание”, а применительно к хамон – “линия закалки”. Технически, употребление этих терминов в данном случае некорректно. Более правильно говорить, что лезвие подвергнуто термообработке для того, чтобы укрепить режущую кромку. Закаливание – это то, что выполняется после укрепления, чтобы сделать сталь менее хрупкой.


Кузнец начинает с маленьких - размером с сахарный кубик – кусочков древесного угля, чтобы гарантировать жар (даже огонь) в горне и предотвратить физическое повреждение глиняной корки, которое может изменить хамон. Он обертывает тряпку вокруг стального стержня и заклинивает хвостовик лезвия в U-образный выступ на конце стержня. Удерживая меч за стержень, Кузнец начинает очень медленно протягивать лезвие через горячие угли, одновременно левой рукой нагнетая воздух кузнечными мехами. Все это время он удерживает меч режущей кромкой вверх. Постепенно лезвие начинает накаляться. Кузнец протягивает меч через огонь от десяти до пятнадцати раз и затем позволяет огню утихнуть, чтобы он мог исследовать цвет лезвия. Когда оно становится достаточно горячим (более чем 700 ° C – цвет между ярко-красным и оранжевым), Кузнец переворачивает лезвие и снова протягивает его через горн – на этот раз режущей кромкой вниз. После нескольких проходов, лезвие приобретет достаточно равномерную окраску, и режущая кромка (цвет от ярко-красного к оранжевому) будет нагрета до более высокой температуры, чем остальная часть лезвия (цвет от красного к ярко-красному). После этого кузнец погружает раскаленное лезвие в емкость с водой.
Не все кузнецы делают яки-ирэ описанным способом. Кузнецы школы Сосю, например, ждут, пока лезвие не нагреется до более высокой температуры.



Ёсиндо постепенно нагревает лезвие, непрерывно протягивая его через огонь.



Теперь раскалено все лезвие. Еще несколько протягиваний в горне, и лезвие будет готово к охлаждению.



Яки-ирэ: раскаленное лезвие погружается в емкость с водой.



Метод Ёсиндо особенно интересен тем, что он позволяет получить уцури. Слово уцури означает “отражение”, а сам эффект проявляется в виде белесого рисунка на лезвии со стороны обуха. Кузнецы периода Бидзэн владели этим приемом, но в период Эдо методика была утеряна. Так как рисунок уцури иногда, казалось, копировал хамон, знатоки периода Эдо назвали его “второй хамон”. Технически это неправильно, так как уцури не является следствием образования мартенсита. Наличие уцури - показатель высочайшей квалификации кузнеца, так как рисунок проявляется только при выполнении строго определенных требований к температуре и составу металла. Ёсиндо потратил на эксперименты три года, пока не смог восстановить технику получения уцури, и теперь несколько других современных кузнецов также используют ее в своих работах.



Температура и структура используемой стали влияет на появление и других эффектов. Мы видели, что кузнец может объединять блоки с разным содержанием углерода перед финальной ковкой. Более высокоуглеродистые слои произведут большее количество мартенсита после охлаждения, что проявится при полировке в виде ярких полосок – кинсудзи и инадзума на лезвии меча. Если распределение углерода в металле лезвия сильно неоднородно, охлаждение вызовет появление многочисленных эффектов “зернистости”, названных ниэ, араниэ, ниой, кониэ и сунагаси (все это разновидность мартенсита, но имеющие различные имена согласно их размеру или расположению).



Кинсудзи и инадзума – высокоуглеродистые области мартенсита, которые проявляются как яркие полоски в переходной зоне (хабути) между твердой режущей кромкой и остальной частью лезвия (область перлита). Кинсудзи, что означает “золотые линии”, располагаются параллельно режущей кромке. Инадзума - “вспышка молнии” выглядит как зигзагообразная линия, расположенная под углом или перпендикулярно режущей кромке.

Примеры ниэ и ниой, которые являются видимыми областями мартенсита, находящимися в области хабути. По сравнению с туманными и расплывчатыми областями ниой, в областях ниэ, дольше находившимися при более высокой температуре, образовались большие кристаллы аустенита, которые после охлаждения стали хорошо заметны.
После выполнения яки-ирэ, Ёсиндо вынимает меч из воды, нагревает его в горне до 160 ° C и снова охлаждает. Это процедура закаливания, называемая яки-модоси, помогает снизить напряжение в укрепленной режущей кромке, частично разрушая большие, недавно сформированные стальные кристаллы мартенсита. Закаливание может быть повторено несколько раз, однако мастер должен быть очень внимательным, поскольку при превышении требуемой температуры часть хамон может начать терять очертания или пропасть совсем. Это как раз то, что произошло со многими старинными мечами, побывавшими в горящих зданиях: металл не пострадал, но хамон был разрушен.
Затем, используя грубый, охлаждаемый водой шлифовальный круг, мастер удаляет с поверхности лезвия всю глину и шлифует режущую кромку. Он может сделать хамон видимым для первоначального осмотра, используя 2-х процентный раствор азотной кислоты. Если лезвие перед охлаждением было слишком горячим, на нем могут появиться трещины или хамон может быть плохо очерчен. Если температура лезвия была слишком низка, хамон может не быть вовсе – это значит, что режущая кромка была недостаточно укреплена – или он будет очень неясным и расплывчатым (так называемый “сонный хамон”). Но если все пошло так, как было запланировано, хамон будет ярким и четким, в соответствии с тем, что представлял себе мастер, когда создавал на лезвии глиняную корку.



Если кузнецу не удовлетворен получившимся хамон, он может устранить его нагревая лезвие докрасна и медленно охлаждая его на воздухе. При этом происходит переход структуры стали к первоначальному состоянию – перлиту. После этого, кузнец может снова покрыть лезвие глиной и повторить яки-ирэ. Хорошо сделанный меч способен выдержать от трех до пяти таких процедур. Показатель качества Ёсиндо сравнительно высок. Три четверти его лезвий успешно переносят яки-ирэ. Аналогичный показатель у среднего кузнеца – половина или меньше.

После яки-ирэ кузнец, с помощью шлифовального круга, устраняет глину и исследует хамон.



Хороший хамон имеет четкую форму и узнаваемый рисунок по всей своей длине. Дополнительные детали – такие как аси и кинсудзи - делают его еще более сложным и визуально интересным. “Бедный” хамон указывает на укрепленную сталь, но может иметь хаотичный вид, без непрерывного или распознаваемого рисунка.

--------------------


Eat more brains (C).
Перейти в начало страницы
Fan_Fan
24 августа 2010 02:24
Сообщение #24



Семпай
  • 51

Репутация: 34
Группа: Новичок
Сообщений: 211
Регистрация: 9.08.2010
ICQ:--
СОРИНАОСИ: коррекция изгиба лезвия.


При выполнении яки-ирэ металл около обуха сжимается (при охлаждении) в течение более длительного периода времени, чем быстро остужаемая и укрепленная режущая кромка, что может привести к увеличению изгиба лезвия почти на полдюйма. Чтобы компенсировать это, кузнец на стадии подготовки к яки-ирэ придает лезвию гораздо меньший изгиб, чем это требуется на самом деле. Но, тем не менее, обычно некоторая коррекция все же необходима.

Если изгиб слишком большой, кузнец может выпрямлять лезвие, нанося удары молотом вдоль обуха, чтобы "растянуть" металл. Если изгиб недостаточен или неравномерен, для его коррекции мастер прижимает обух лезвия к раскаленному докрасна медному блоку и затем охлаждает меч в воде. В том месте лезвия, которое подвергается этой процедуре, происходит небольшое увеличение изгиба.

 title=

Иногда для выпрямления лезвия требуется ковка.


 title=

Ёсиндо прижимает обух к раскаленному докрасна медному блоку и корректирует изгиб лезвия.


 title=

Это лезвие было нагрето на небольшом участке вдоль обуха четыре раза. Чем большее количество раз участок лезвия нагревается, тем больше становится изгиб лезвия в этом месте.



КАДЗИТОГИ: грубая полировка

Размеры и основные очертания меча были определены на этапе изготовления сунобэ. Теперь кузнец, используя шлифовальный круг и набор полировальных камней, должен очистить лезвие и нанести контуры всех линий боковых сторон и обуха. Режущая кромка тоже должным образом обрабатывается и затачивается.

Строго говоря, использование полировальных камней – это работа полировщика, однако кузнецы перед передачей лезвия мастеру полировщику предпочитают сами выполнять грубую полировку лезвия. Это является гарантией того, что форма лезвия и рисунок линий будут точно соответствовать замыслу кузнеца. Кроме того, различные дефекты лезвия также могут быть обнаружены на этапе грубой полировки, что позволит кузнецу избежать передачи мастеру полировки некачественного лезвия.

 title=

ХИ: декоративные канавки.


Канавки (хи) часто вырезаются на этапе грубой полировки. Традиционно, канавки расположены выше бокового ребра, там, где металл относительно мягок. Они добавляются по двум причинам: как художественное оформление и для облегчения лезвия. Ширина и форма канавок – на усмотрение кузнеца, но необходимо соблюсти общую гармонию.

Эту работу часто поручают выполнять ученику. Сначала он отмечает положение каждой канавки на лезвии. После этого, используя двуручный резак с U-образным лезвием из закаленной стали, начинает вырезать канавку вдоль лезвия, постепенно расширяя и углубляя ее. Грубо вырезанная канавка выравнивается сначала круглым напильником, а затем набором небольших камешков карборунда и шлифовальной бумагой. В заключение поверхность канавки полируется твердой стальной иглой до зеркального блеска. Работа по вырезанию канавок на длинном мече может занять до двух дней.

 title=

Сменные лезвия резака используются для вырезания декоративных канавок различного вида.


 title=

Ёсикадзу вырезает канавки на одном из новых мечей отца. При работе резак направляется "от себя".


 title=

Поверхность вырезанной канавки полируется стальной иглой.



НАКАГО: хвостовик

Хвостовик японского меча обрабатывается напильником в последнюю очередь, и за весь срок службы лезвия он никогда не полируется и не чистится. Хвостовики Ёсиндо обычно обрабатывает очень грубым напильником, причем обработка идет под углом к линии режущей кромки. После этого Ёсиндо с помощью сверлильного станка сверлит в хвостовике отверстие – мэкуги-ана для маленькой заклепки, которая проходя через хвостовик и рукоять меча, удерживает лезвие в рукояти.

 title=

Финальная обработка хвостовика выполняется напильником.




МЭЙ: подпись

Теперь кузнец может передавать меч другим мастерам для изготовления хабаки, ножен и чистовой полировки. Он подпишет лезвие только после того, как оно окончательно готово и проверено им во всех деталях. Используя маленькое плоское долото и молоток, он наносит на хвостовик свое имя и любую другую информацию, которая потребуется.

Примеры надписей – “Ёсиндо”, “Ёсиндо саку” (“Сделано Ёсиндо”), кроме того, это может быть название места, где живет Ёсиндо, дата и имя лица, для которого он изготовил лезвие

 title=

Ёсиндо подписывает меч только после того, как лезвие будет окончательно отполировано.


 title=

Ёсиндо с помощью стамески вырезает второй иероглиф своего имени.



Ну вроде все.
Дальше клинок относится к полировщику.
Отмечу, что работа полировщика это отдельное искусство, но об этом мы поговорим как нибудь в другой раз.


А теперь небольшой подарок вам.
За терпение.


Все перечисленное выше в небольшом фильме. Наглядно.



На производство такого меча раньше уходило очень много времени. Считалось что хороший мастер выпускает в год максимум два меча. И это весьма торопливый мастер. (за сколько там в убить билла сделали катану? )

Однако увы и ах. В современном мире многие туристы хотят купить "катану", а спрос рождает предложение.
Количеством поболее, ценой подешевле. В результате пошла штамповка.
Можете полюбоваться как сейчас это делают для туристов. Притом это еще не худший вариант. Смотрим.

--------------------


Eat more brains (C).
Перейти в начало страницы
mashka ррр
25 сентября 2010 20:22
Сообщение #25



Кохай
  • 0

Репутация: 0
Группа: Новичок
Сообщений: 3
Регистрация: 25.09.2010
ICQ:481093710
у меня есть катана))
у меня брат увлекается холодным оружием,но пока его нет,это моё)хехе
меч удобный,не такой уж и тяжелый,мне нравится и в руке не плох)

--------------------
энма!
Перейти в начало страницы
Миками
9 октября 2010 17:55
Сообщение #26



Зануда
  • 119

Репутация: 1328
Группа: Сэмпай
Сообщений: 386
Регистрация: 2.10.2009
ICQ:606359369
Довольно познавательная статья
Спасибо обоим авторам за предо ставленую информацию super
PS Хотелось бы тоже иметь катану badsmile fight whistling

Сообщение отредактировал Миками - 9 октября 2010 17:55
--------------------

Нужно сделать много поступков, чтобы заслужить доверие и всего лишь один, чтоб потерять его навсегда.
Перейти в начало страницы
Лелуш Британский
16 октября 2010 03:53
Сообщение #27



Accelerator
  • 17

Репутация: 76
Группа: Новичок
Сообщений: 1758
Регистрация: 29.06.2010
ICQ:--
Цитата: Fan_Fan
Да купите декоративную 1к -2к рублев и махайте вусласть...

в моем городе катаны не продаются)и в ближайших тоже.
Перейти в начало страницы
Fan_Fan
16 октября 2010 04:47
Сообщение #28



Семпай
  • 51

Репутация: 34
Группа: Новичок
Сообщений: 211
Регистрация: 9.08.2010
ICQ:--
Ну тогда почтой. Инет магазины с доставкой по России благо имеют место быть.
Все упирается в деньги и желание.

например гугл в помощь
пишешь: катаны / декоративное оружие / купить

Увидите разброс цен широкий.
Не считая доставки в пределах 3к можно и дайсе и набор из 3х взять...

Сообщение отредактировал Fan_Fan - 16 октября 2010 18:41
--------------------


Eat more brains (C).
Перейти в начало страницы
Лелуш Британский
17 октября 2010 20:17
Сообщение #29



Accelerator
  • 17

Репутация: 76
Группа: Новичок
Сообщений: 1758
Регистрация: 29.06.2010
ICQ:--
Цитата: Fan_Fan
Ну тогда почтой. Инет магазины с доставкой по России благо имеют место быть.

жил бы в россии давно бы заказал)
Перейти в начало страницы
stone
3 ноября 2010 19:51
Сообщение #30



Доси
  • 17

Репутация: 12
Группа: Анимешник
Сообщений: 31
Регистрация: 27.09.2010
ICQ:--
Всем спасибо за ниформацию это действительно интересно super

декаротивная катана есть, но хочется настоящую gd

--------------------
Перейти в начало страницы
Zhurnalistka
3 ноября 2010 21:52
Сообщение #31



Доно
  • 85

Репутация: 125
Группа: Новичок
Сообщений: 514
Регистрация: 2.11.2010
ICQ:--
У многих знакомых висит на стенах такая легкая пародия на катану... Право, люди видо не бывали в Японии, иначе бы они давно уже сгорели со стыда.
Считается, что катана - самое удобное колюще-режащее оружие. Жаль, правда, конечно, что у нас в России это не оружие, а... хм... Определение придумайте сами...
Перейти в начало страницы
s-a-s-u-k-e
5 ноября 2010 02:24
Сообщение #32



Доно
  • 85

Репутация: 45
Группа: Новичок
Сообщений: 576
Регистрация: 26.05.2010
ICQ:--
У меня декор.заказана,махаю вдоволь aha

--------------------
Если жизнь повернулась к тебе задом,у тебя появилась хорошая возможность ее отиметь xD
Перейти в начало страницы
Сай Каори
5 ноября 2010 03:00
Сообщение #33



Доси
  • 17

Репутация: 27
Группа: Анимешник
Сообщений: 27
Регистрация: 3.05.2009
ICQ:634747208
Катану очень трудно выковать так как 400граммовый стальной брусок в прямом смысли разминается а лезвие куется накладкой слоев у меня друг кузнец с 15 летнем стажем и долго мучился пока не выковал)) http://ru.wikipedia.org/wiki/Катана#.D0.98.D0.B7.D0.B3.D0.BE.D1.82.D0.BE.D
0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 вот подробная ссылочка на её изготовление))а мне больше нравится 1 из видов катаны это Вакидзаси! так как он больше подходит для боя с парой клинков ! короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка — от 30 см до 61 см. Общая длина 50—80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.
Перейти в начало страницы
ulguiorra
10 ноября 2010 22:02
Сообщение #34



Семпай
  • 51

Репутация: 14
Группа: Новичок
Сообщений: 127
Регистрация: 9.11.2010
ICQ:--
Довольно познавательно и увлекающе было интересно почитатьспасибо за инфу.
Перейти в начало страницы
Gilbert_S
10 ноября 2010 22:33
Сообщение #35



Семпай
  • 51

Репутация: 26
Группа: Новичок
Сообщений: 106
Регистрация: 24.09.2010
ICQ:--
Я тоже хочу. Очень красивые мечи и т.п Хорошо их делают. Крутые Японцы kawai

--------------------
Перейти в начало страницы
katinele
2 декабря 2010 16:03
Сообщение #36



Доно
  • 85

Репутация: 254
Группа: Анимешник
Сообщений: 1933
Регистрация: 26.06.2010
ICQ:--
могу сказать красивее чем катана ничего в жизни из рубящего оружия не видела, не мало уже читала и смотрела на эту тему, и все равно спасибо за инфо super
а так наверно самый первый интерес к катане появился после фильма убить билла, где об этом оружии довольно много говорилось hey

--------------------
Обсуждение прочитанной романтической манги
https://myi.animespirit.ru/forum/topic_12181
Перейти в начало страницы
Киба 777
4 декабря 2010 19:21
Сообщение #37



Сенсей
  • 68

Репутация: 65
Группа: Анимешник
Сообщений: 391
Регистрация: 13.07.2010
ICQ:608399646
Да катана самое красивое и элегантное оружие в мире cry Хотя форум бы можно было и расширить включив сюда все холодные оружия японий так как там иногда такие экземплярчики найдутся что фиг знаешь как же этим драться hi

--------------------
Ваш бог счастлив, считая меня безумным. Но могу я спросить? Кто гарантирует вменяемость вашего бога?
Перейти в начало страницы
Lorein
4 декабря 2010 20:23
Сообщение #38



Доси
  • 17

Репутация: 4
Группа: Новичок
Сообщений: 22
Регистрация: 20.07.2010
ICQ:--
Вот читаю вас ребят и думаю:"Значит я не одна свихнулась на этом оружие". aha А вообще я абажаю холодное оружие всех видом и собирая коллекцию. Правда у меня ещё мало оружия, но сдвиг в этом хобби есть. А катану всё хочу у родителей на день рождения выпросить.... Правильно у девчонок куклы а у меня оружие. Хе-хе-хе! hey
Перейти в начало страницы
Киба 777
4 декабря 2010 21:30
Сообщение #39



Сенсей
  • 68

Репутация: 65
Группа: Анимешник
Сообщений: 391
Регистрация: 13.07.2010
ICQ:608399646
А какое оружие у тебя в коллекций? Прост сам этим давно увлекаюсь вот и интересуюсь hi

--------------------
Ваш бог счастлив, считая меня безумным. Но могу я спросить? Кто гарантирует вменяемость вашего бога?
Перейти в начало страницы
Lorein
5 декабря 2010 18:41
Сообщение #40



Доси
  • 17

Репутация: 4
Группа: Новичок
Сообщений: 22
Регистрация: 20.07.2010
ICQ:--
Щас скажу, скажу....есть меч такой на подставке деревянной, кортик чисто английский стиль, кинжал под восток. А ещё нож охотничий дарили моему папе, такой здоровый (наверное на медведей ходить badsmile ) Я его отобрала у него. А вообще мечтаю о катане, меня восхищает это оружие! hey А у тебя какая коллекция? hi
Перейти в начало страницы
 
« · Япония · »
Быстрый ответ Ответить
1чел. читают эту тему (гостей: 1)
Пользователей: 0

  Сейчас: 23 декабря 2024 09:27


Рекомендуем

Аниме онлайн смотреть можно в любой обстановке и в любой компании. Если, конечно, вы находитесь в нашем онлайн кинотеатре :) А после просмотра можно посетить и другие хорошие сайты:

Музыкальные аниме клипы
 
 
 

Наши баннеры