Кендо.
Много легенд ходит об этом искусстве.
Кто считает,что это фантазия.
Кто то,что это реальность.
КЕНДО — японское искусство фехтования на мечах, произошедшее от древнего «кэн-дзюцу». После революции «Мэйдзи» в 1868 году ношение мечей было запрещено и традиции кэн-дзюцу вскоре забылись. Возрождение произошло уже в новом виде. В 1928 году возникла Всеяпонская федерация Кэндо. Несмотря на все испытания Второй мировой войны и последующей оккупации, когда был введен запрет на все проявления национального духа, Кэндо развивалось и пользовалось огромной популярностью по всей Японии. Но теперь это уже был скорее спорт.
Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Это новая эпоха в отношении к БУДО. Она пришла на смену древнему слову ДЗЮЦУ. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина.
Кендо стремиться к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.
ИсторияКен-до (путь меча) — японское воинское искусство, основанное на приемах с двуручным самурайским мечом, имеет длинную и богатую историю. Фехтование мечом с прямым, единоострым лезвием было заимствовано из Китая в период правления династии Суй (589-618). В девятом веке сражения на лошадях привели к использованию мечей с более длинными изогнутыми клинками, и эти обстоятельства заставили отказаться от китайского стиля боя, характеризующимся захватом меча одной рукой, в пользу двуручного хвата.
С установлением власти сегуна Минамото в 12 веке и усилением влияния военной аристократии искусство владения мечом приобрело особое значение. Тогда и зародился культ оружия и людей, в совершенстве владеющих техникой фехтования. Меч стал олицетворять душу владельца, а техника владения относилась к «данной богом».
В середине эпохи Муромачи (1333-1568) мастера, в совершенстве владевшие фехтованием, стали открывать школы для обучения боевым искусствам.
После продолжительного периода войн в начале 17 века сегуном Токугавой был установлен общенациональный мир, и искусство кендо становится привилегией только самураев и аристократии. Кендо сливается с Бусидо — моральным кодексом японских воинов и становится стержневой дисциплиной в воспитании самураев.
Сплав основных религиозных философий Японии — Синтоизма, Буддизма, Конфуцианства с воинским искусством послужил благодатной почвой для духовного развития и перехода от техники владения оружием только для победы к технике самосовершенствования через постижение мастерства владения мечом. Количество школ стало резко возрастать и к 18 веку их стало примерно 200. Во второй половине 18 века были введены бамбуковые тренировочные мечи (синаи) и защитное снаряжение, что сделало возможным свободное состязание без кровопролития. В 1879г. кендзюцу вводится в курс подготовки Токийской полиции, а в 1895г. для поддержки кендзюцу и других военных дисциплин было образовано Всеяпонское общество боевых дисциплин (Дай Нихон Бутокукай).
СнаряжениеСнаряжением в кэндо является меч (синай), а одежда для занятий (в порядке одевания) состоит из: верхней части кимоно ( «кендоги»), штанов-юбки ( «хакама»), защитного пояса-юбки ( «тарэ»), нагрудника ( «до»), шлема ( «мэн») и рукавиц ( «коте»).
Занятия кендо выполняются босиком. На голое тело сначала одевается «кендоги», которое изготавливается из высококачественного хлопка, а потом — «хакама». Они изготавливаются из хлопка и химволокна. И «кендоги», и «хакама» — очень удобная одежда. Ткань одежды красят традиционным японским способом с помощью индиго ( «айдзоме»). Этот цвет очень стойкий, на нем не заметно загрязнений, а в южных районах Японии считают, что он даже отпугивает комаров.
После «кендоги» и «хакама» надевают «тарэ» — защитный пояс-юбку. «Тарэ» состоит из таких частей: «оодарэ» и «кодарэ», которые присоединяются к «оби» с помощью декоративных швов, и «вакихимо» (завязок).
Следующий этап — «до» (нагрудник). Верхняя часть нагрудника ( «домунэ») выполнена из кожи, а внутри заполнена хлопковыми и войлочными прослойками. Внешняя часть «домунэ» украшается специальной вышивкой. Нижняя часть нагрудника ( «додай») может быть изготовлена из пластика или из вертикальных узких бамбуковых пластин, на которые наклеивается кожа. Количество этих пластин может быть разным у разных видов «до» — 43, 50, 60 и т.д. Кожа лакируется специальным лаком, цвет которого получают за счет окисления готового лака железом.
Шлем, или «мэн» состоит из: 1) передней части «менганэ», которая как решеткою защищает лицо фехтовальщика; 2) нижней части «аго», которая защищает подбородок; 3) части, которая прикрывает голову и шею сверху и по бокам. «Менганэ» представляет собой решетку из горизонтальных стальных или дюралюминиевых прутьев (у взрослых их 14, у детей 13) и одного вертикального посередине. «Аго» изготавливается из обработанной коровьей или оленьей кожи. Мягкие части шлема изготавливаются из войлока, обшитого хлопковой тканью и тщательно простроченного.
Потом надеваются рукавицы ( «котэ») верхняя часть которых набита оленьим пухом или химволокном. Внутренняя часть рукавиц, которая прилегает к ладони, изготовлена из коричневой или белой оленьей кожи.
«Синай» или тренировочный меч был разработан около 1750 г. Он изготовлен из четырех отполированных стержней бамбука. Квадратная металлическая пластина находятся внутри, чтобы выровнять их друг относительно друга. Т-образная резиновая прокладка, разделяющая концы, прикрывается «сакигава». «Накаюи» предохраняет стержни от расползания в средней части, а «цука» исполняет роль ручки и крепит стержни. «Химо» (струна) соединяет вместе кожаные наконечники и показывает, где у меча тупая часть лезвия. Гарда или «цуба» изготавливается из пластика или кожи и держится на ручке с помощью резинового кольца, называемого «цуба-домэ».
В зависимости от пола и возроста фехтовальщика, применяются мечи разной длины и веса. Например, мечи для учеников начальной школы (7-12 лет) имеют длину 111 см., для учеников средней школы (13-15 лет) — 114 см., для учеников старшей школы (16-18 лет) — 117 см., а для взрослых — 120 см. Естественно, что мужские мечи чуть тяжелее женских.
ТехникаТак как Кендо — это искусство поединка с противником, основой техники Кендо является искусство владения психичесой энергией, т.е. — боец, собрав всю свою волю и боевой дух, состязается с волей соперника. Искусство Кендо — это искусство соединения в одно целое боевого духа, меча и тела бойца. Конечно, и в других видах спорта результат поединка зависит от возможности спортсмена прогнозировать ситуацию и от его воли, но в Кендо эти два фактора играют особенно важную роль. Другими словами, в основе искусства поединка с противником лежит умение соединить сильный боевой дух с умелой психической техникой бойца.
1) Бой в Кендо проводится в виде поединка с соперником: он требует нанесения сопернику мечом «результативных ударов» (смотри выше), которые должны быть нанесены аккуратно и с соблюдением соответствующих правил. Поэтому во время занятий Кендо большое внимание уделяется изучению «базы»: «камаэ» (позиция), «асисабаки» (движение ног), «субури» (движение меча) — основным принципам этого боевого искусства.
2) Во время поединка требуется правильное нанесение удара: не бесцельное махание мечом, а быстрый, сильный, аккуратный, с вложенным в него боевым духом, удар точно в цель. Кроме этого необходимо соблюдение еще двух условий: во время нанесения удара баланс всего тела не должен быть нарушен, удар должен быть «зафиксирован», — таким образом, очень важнымявляется искусство координации нервов и мышц бойца.
3) Еще одной отличительной чертой Кендо является то, что атака и оборона являются одним целым. В Кендо важно не обороняться ради защиты, а нападать, реагируя на атаку соперника. Таким образом, Кендо — это искусство одновременной атаки двух противников.
4) Искусство владения мечом и телом состоит в безошибочном предугадывании следующего движения противника для проведения успешной атаки. В Кендо ни в коем случае не допустимы «случайные», бесцельные движения
Управление телом во время поединка
Для того, чтобы достичь единства тела и меча и воспользоваться малейшей оплошностью противника во время поединка, несомненно нужно быть ловким и искусным. Кроме того, необходимо уметь сконцетрировать всю свою силу с тем, чтобы использовать ее мгновенно.
Чтобы перейти с начального этапа, когда вы выполняете все действия медленно на этап, когда вы сможете выполнять их рефлекторно, важно совершенствовать свои способности в следующем:
— упражнения, во время которых выполнение движений, сопровождаемых криком во время насильственного выдоха, чередуются с короткими поединками;
— упражнения для тренировки правильной осанки (во время отработки базовых позиций, а также во время отработки ударов). Данные упражнения важны также для повседневной жизни.
Владение психикой во время поединка
Если во время поединка хоть на мгновение опоздать с ударом, заколНяся или не успеть объединить боевой дух и тело в единое целое — тут же последует точный удар противника. Следовательно, можно утверждать, что самым важным в искусстве владения психикой во время боя является искусство управления своей психической энергией.
Говорят, что внутри каждого из нас существуют трусость и храбрость, и эту свою трусость каждый должен победить. Поединок с противником — это поединок с собственной трусостью и малодушием.
Во многих видах спорта и боевых искусствах необходима концетрация на достижении результата, но в Кендо, в котором победу решает лишь мгновенье, как нигде требуется предельная концетрация и внимание. Чем больше тренироваться, тем выше становится умение соединять все свое внимание и концетрацию на движении в момент нанесения удара.
Даже во время жестокого поединка нельзя терять самообладания. Необходимо сохранять спокойствие при оценивании ситуации и смело действовать исходя из этой оценки.