Cоциальную историю Японии можно проследить по садам Киото, создававшимся в течение столетий аристократами, монахами и феодалами.
Киото был имперской столицей Японии, и именно здесь можно найти одни из самых красивых садов страны.
«Ничего не выбрасывать», должно быть, всегда было девизом японских садовников, поскольку старое и новое сосуществует в садах страны, которые многое могут рассказать нам об истории Японии.
Самые старые из сохранившихся садов относятся к эпохе Хэйан (794-1185[) и они известны в Японии как «тисэн-сюю-тэйэн» («chisen shuyu teien», «сады для весенних катаний на лодках по пруду»). Пруд был сердцем не только сада, но и чудесно беззаботного, беспечного и чувственного стиля жизни аристократии. Сады тисэн-сюю-тэйэн были созданы так, чтобы их было видно с воды, и проходившие в них праздники с катанием на лодках были очень театрализованными событиями. Гости скользили по пруду в украшенных красивой резьбой и раскрашенных лодках под аккомпанемент музыки, исполнявшейся оркестром, плававшим на собственной лодке.
Пруды все еще были центральной чертой стиля Чистой земли или Райского стиля, второго направления в садоводстве, достигшего расцвета в XI веке.
Сайхо-дзи (Saiho-ji), знаменитый Сад мхов в Киото, был создан как земное воплощение Западного Рая Будды Амиды. К этому времени важной чертой сада стали камни. Их искали на склонах гор или берегах рек, и иногда привозили издалека. Священники, ответственные за создание сада в эпохи Хэйан и Камакура (1185-1333) назывались иситатэсо (ishitateso) или «священники, устанавливающие камни». Они были священниками низших рангов, поскольку любая работа, связанная с землей, считалась унизительной.
Должности иситатэсо постепенно были заняты каварамоно (kawaramono) или «людьми речных берегов». В XIII веке каварамоно были изгоями, которым разрешалось жить только на берегах реки Кацура в Киото, и зарабатывать на жизнь работами, которые отвергались остальным обществом. Они сначала проникли в сады как чернорабочие, но их место жительства было идеально для того, чтобы находить вдоль реки подходящие камни, и они вскоре научились помещать камни в сады, так что роль каварамоно постепенно изменилась. К XV веку они приобрели такое уважение, что стали перенимать работу иситатэсо.
Эпоха Камакура возвестила о переходе власти от аристократии к классу воинов, и золотой век аристократических садов сразу подошел к концу. Дзен-буддизм был ввезен в Японию из Китая, и с ним пришла новая, значительно более простая эстетика. Сады делались из камней и песка, тщательно сочетаемых, чтобы создать монохроматическую, в высшей степени абстрактную и очищенную версию природного ландшафта.
Карэ-сансуй (kare-sansui), или сухой сад эры Муромати (1393-1568) был сделан не для того, чтобы его касаться или ходить по нему. Он создавался как картина, которую нужно рассматривать из статического положения. Это было совершенное выражение элегантной и аскетической эстетики дзен, и его создатели находили вдохновение в прекрасных картинах ландшафта в технике гохуа (тушь и водяные краски по шелку или бумаге) эпохи династии Сун, которые были принесены в Японию из Китая дзенскими монахами.
По традиции монахи пили чай, чтобы поддерживать бодрствование во время долгих периодов медитации, и в эпоху Момояма (1568-1600) стали появляться сады для проведения чайных церемоний. Феодальный владыка Кобори Энсю (Kobori Enshu) был создателем многих из важнейших садов для чайной церемонии, особенно Конти-ина (Konchi-in), храма в монастыре Нандзэн-дзи (Nanzen-ji).
В отличие от карэ-сансуй, сад для чайной церемонии специально приспособлен для того, чтобы гости шли по нему на чайную церемонию, создавая переход между повседневным существованием и более созерцательным миром. Родзи (roji) или «росистый путь» ведет от входа в сад к чайному домику, территория по обе стороны от дорожки засажена глянцевыми вечнозелеными растениями приглушенной палитры, расположенными естественным образом. Родзи, сделанный из камней, опрыскивают водой перед прибытием гостей, создавая атмосферу свежести и чистоты. Он представляет важный переход в устройстве японских садов, поскольку вводит идею движения, позже развитую в садах для прогулок XVII века.
Сады для прогулок, которые были большими ландшафтными парками, построенные для развлечения владевших ими феодальных владык, начали появляться в эпоху Эдо (1600-1868). Они имели элементы садов с прудами эпохи Хэйан, но пруды в них, как правило, были слишком маленькими, чтобы кататься по ним на лодке.
Как правило, узкая, извилистая тропинка, идет по краю воды, через мостики и переходы по камням, сквозь рощи красиво подстриженных деревьев, между искусственными волнистыми холмами и мимо чайных домиков и продуманных композиций из камней. В саду для прогулок вы встречаете один и тот же вид снова и снова, каждый раз под немного другим углом.
Там были и композиции из камней, но они потеряли свое религиозное значение, как и святилища и чайные домики, спрятавшиеся среди деревьев. Один из самых красивых садов для прогулок в Японии – это Кацура Рикю (Katsura Rikyu) в Киото.
В 1854 году Япония подписала договор с Соединенными Штатами, положивший конец 200-летней изоляции. Это оказало огромное воздействие на все аспекты японской культуры, включая и устройство садов. В эпоху Мэйдзи (1868-1912) начал использоваться значительно более широкий спектр растений, и волнистые лужайки английских ландшафтных садов часто включались в состав новых композиций. Феодальная система была быстро отменена, и почти все дворцовые сады для прогулок, созданные во время эпохи Эдо для феодальных владык, возродились как общественные парки.
1. Хосэн-ин
В храмовом саду Хосэн-ин к северо-востоку от Киото в Охаре есть дерево столь старое и величественное, что оно доминирует над небольшим пространством сада. Это дерево - японская белая сосна (Pinus parviflora), одно из самых медленно растущих представителей семейства сосновых. Говорят, что оно растет в саду 700 лет. Его природная склонность развивать прямые, удлиненные ветви была поддержана, и на протяжении столетий из его ветвей удалось сформировать полог, накрывающий весь сад.
При этом весь сад мог оказаться в глубокой тени, но ветви и иглы постоянно прореживались. В результате, подрезанные азалии прекрасно растут в покрытом мхами пространстве под деревом. Шесты, которые когда-то выпрямляли ветви, все еще на месте, но сегодня они служат для поддержки, а не для ограничения роста.
Сад лучше всего разглядывать изнутри храма, так, чтобы вокруг вида на сад образовывалась идеально пропорциональная рамка.
2. Сёдэн-дзи
Храм Сёдэн-дзи расположен в северо-западных пригородах Киото. Он был возведен в 1282 году, но его сад датируется ранними годами эпохи Эдо. Это карэ-сансуй с той разницей, что вместо расположения камней на разровненном граблями гравии, создатель сада высадил скопления азалий.
Бледный гравий, разровненный граблями в совершенно прямые линии, и округлые формы азалий, коротко подстриженных для придания им гладких, аморфных форм, создают особенно приятный контраст. Создатель сада расположил азалии точно так, как расположены камни в карэ-сансуй других храмов. Растения растут группами по три, пять и семь, эти благоприятные нечетные числа приносят гармонию в сад дзен.
Сад Сёден-дзи маленький, но если вы посмотрите за азалии, вы поймете, что выложенная плиткой пограничная стена на самом деле - не граница. Сад кажется простирающимся до самого горизонта, где взгляд, наконец останавливается на величественной вершине горы Хиэй. Икэдори (ikedori), или «поимка живьем» - вот слово, первоначально использованное для описания этой техники заимствования ландшафта.
Как поймать ландшафт живьем? Создатели японских садов использовали технику композиции, скопированную у художников китайской династии Сун (960-1279). Фоном их ландшафтов обычно служила величественная природная сцена в то время как передний план был часто сделан из маленьких фигур или строений. Художник создавал перспективу, рисуя преднамеренно неясный средний план, что удерживает передний и задний план сцены вместе, но не отвлекает зрителя от более важных элементов.
Сёдэн-дзи - это идеальная демонстрация этой техники. Сад – это маленький передний план, гора Хиэй это величественный задний план, и они соединены неприметной рощей, которая создает смутный и не отвлекающий средний план. Результат получается бесконечно динамичным, поскольку границы сада как будто отодвигаются, а вершина горы приближается к зрителю.
3. Гинкаку-дзи
Гинкаку-дзи (Ginkaku-ji) расположен на северном конце Аллеи Философов, красивой тропинки, идущей по краю канала на северо-восточной окраине Киото. Созданные в 1482 году, павильон и сад были частью поместья для отдыха Асикаги Ёсимасы (Ashikaga Yoshimasa), восьмого сёгуна эпохи Муромати. После смерти Ёсимасы в 1490 году, в соответствии с его завещанием, Гинкаку-дзи стал Дзисё-дзи (Jisho-ji), храмом дзенской школы риндзай.
Он стоит на краю Кинкёти (Kinkyochi), «пруда парчового зеркала», название которого наглядно выражает сложность витой сети прудов и островков, соединенных каменными мостиками и украшенных камнями, карликовыми соснами и азалиями.
Много разных имен связано с созданием Гинкаку-дзи. Некоторые предполагают, что он был создан Дзэнами (Zenami), ведущим сэнсуй каварамоно (одним из тех работников с речных берегов), другие предлагают в авторы художника Соами (Soami), а иногда создание сада приписывается самому Ёсимасе.
Сад располагается на двух ярусах, с прудовым садом на нижнем уровне и круто наклоненным сухим садом над ним. Он разработан так, чтобы разглядывать его из павильона или с тропинок и мостиков, которые разделяют территорию на четверти, обнаруживая слегка различный ландшафт с каждой перспективы. Но главные достопримечательности Гинкаку-дзи - это незабываемое поле разровненного граблями гравия, расположенное к северо-востоку от павильона, и необычный конус, построенный из песка, известный как Когэцудай (Kogetsudai), «платформа для любования Луной», возможно, из-за его странной, усеченной формы.
Полагают, что эти детали были добавлены в начале эпохи Эдо, когда сад был восстановлен, так что Когэцудай может быть ретроспективным намеком на проводившиеся Ёсимасой вечера любования Луной, когда гости присоединялись к нему, чтобы смотреть, как Луна восходит над восточным хребтом Цукиматиямы («Tsuki¬machiyama», «гора, ждущая Луну»); это событие часто вдохновляло поэтов.
4. Рёан-дзи
Рёан-дзи, храмовый сад на северо-западе Киото, является квинтэссенцией карэ-сансуй, сада без воды, растений или деревьев. Он настолько знаменит, что многие люди полагают, что карэ-сансуй - это единственное выражение японского садового искусства. На южной стороне дома настоятеля находится прямоугольная площадка, замкнутая с двух сторон выложенной галькой глиняной стеной. Глина была выварена в масле, которое со временем выветрилось, создав загадочные черно-серые узоры. Этот эффект настолько необычен, что стена сейчас стала памятником национального значения.
Земля покрыта бледным кварцитовым песком, который разровнен в идеально параллельные линии, тянущиеся во всю длину сада. В саду есть 15 камней, расположенных в группах 5-2-3-2-3, каждый окружен маленьким островком мха. Камни тщательно расположены так, что только 14 из них видны с каждой отдельной точки, отражая буддийское представление о том, что число 15 означает полноту, совершенство, трудно достижимое в этом мире.
Рёан-дзи расположен в имении, некогда принадлежавшем Хосокаве Кацумото (Hosokawa Katsumoto), знаменитому военачальнику эпохи Муромати. Существует много теорий о дате создания сада, но обычно полагают, что он был создан в 1488 году. К этому времени Хосокава был мертв, и его храм был перестроен и посвящен дзен-буддийской школе риндзай.
На двух камнях сада высечены слова «котаро» («kotaro») и «сэйдзиро» («seijiro») - имена двух каварамоно, которые могли работать вместе с дзенскими монахами при создании Рёан-дзи.
С каждым временем года у японцев были связаны определенные обычаи и обряды. С конца марта по начало апреля Япония полностью преображается: сотни деревьев зацветают повсюду белыми и розовато-белыми цветами, из-за чего издали кажется, будто они окутаны облаками или покрыты хлопьями снега. Каждый год в парках, аллеях, садах, возле дворцов и храмов собирается множество людей, чтобы полюбоваться поистине прекрасным и захватывающим зрелищем. Этот обычай получил название «ханами» (от слов «хана» - цветок и «ми» - смотреть), что дословно означает «рассматривание цветов».
Никакие национальные праздники не оставляют в душе японцев такого сильного впечатления, как чередующиеся «маленькие ежегодные чудеса» — цветение слив, сакуры, персиков, глицинии, хризантем. История ханами началась еще со времен древнего Хэйана, когда японская аристократия, изощрявшаяся в изяществе и изысканности манер, проводила часы под цветущими деревьями, наслаждаясь лёгкими напитками, салонными играми и складыванием стихов.
Вначале ханами посвящали цветению горной сливы (умэ). Возможно, потому, что слива начинает цвести раньше сакуры и тем самым становится первым по времени воплощением возрождающейся жизни. Но у первенства горной сливы могла быть и другая причина. Умэ завезена в Японию из Китая, и долгое время считалась одним из символов китайской культуры, чьи традиции были образцом для образованных слоёв японского общества ранней эпохи. Потом к сливе присоединилась сакура, потом - другие цветы. Первенство сакуры связано с общим поворотом японского общества в конце девятого века в сторону обретения национальной самобытности. Сакура — национальный символ Японии. Цветы ее, прекрасные, нежные, считаются олицетворением человеческой жизни, воплощением красоты японских женщин. Аллеи из этих деревьев высаживались перед храмами, за цветением сакуры с повышенным вниманием следят средства массовой информации, ежедневно сообщая, насколько с юга на север продвинулся её цветущий розовый фронт. Некогда цветы священного дерева сакура считались обиталищем душ предков.
С сакурой связано много интересных легенд и поверье. В японских летописях "Конкисю" изложена одна из легенд, ставшая, возможно, одним из источников ханами. Когда спустившемуся с высоких Небес на острова Японии богу Ниниги были предложены на выбор две дочери бога гор, он выбрал младшую сестру по имени Цветущая, а старшую, Высокую Скалу, — отослал отцу, поскольку он счел ее безобразной. Тогда отец разгневался и поведал о своем первоначальном замысле: если бы Ниниги выбрал себе в супруги Скалу, жизнь потомков Ниниги была бы вечной и прочной — подобно горам и камням. Но Ниниги совершил неправильный выбор, и потому жизнь его потомков, то есть всех японских людей, начиная от самих императоров и кончая простолюдинами, будет бурно-прекрасной, но недолговечной — как весеннее цветение.
Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребёнка.Существует легенда: чтобы доказать правителю Сегуну жестокость князя Хотты, смелый старшина деревни Сакура привёл к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта затаил смертельную обиду на жалобщика. Ему удалось тайком схватить Сакуру с детьми. Он привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовыми цветами, ведь их окропила кровь безвинных детей. Созерцание цветков сакуры приносило умиротворение и процветание живущим.
Ханами очень кратковременное удовольствие, длится около 7-10 дней, а затем лепестки опадают. Эстафету у японской сливы принимает фаворит японских цветов сакура. Одно из самых известных мест ханами в Токио – национальный парк Синдзюкугёэн, в котором растут 1500 деревьев сакуры 75 видов. За ним следует парк Уэно, самый большой городской парк Токио площадью в 626 тыс. квадратных метров, в котором растут 1100 деревьев. Не менее известен парк Сумида, в котором растут около 400 деревьев и под ними установлена уникальная подсветка.
Как происходит ханами?
По телевидению уже в начале марта сообщают сроки цветения сакуры в каждом отдельно взятом районе, в Токио, это обычно в начале апреля, а также информируют о количестве деревьев в каждом из парков (одним из самых знаменитых парков является парк Уэно). И японцы начинают готовиться к этому событию заранее.
Служащие фирм планируют специальный день для наблюдения ханами (рабоче-выходной), т.е они идут на работу, но этот день проводят на воздухе в окружении босса, сослуживцев, сакуры, саке (японская рисовая водка 11° крепостью в среднем), бенто (японская незамысловатая снедь - рисовые колобки - онигири, рисовые сладости - моти, бутерброды...). Сидя на большом полиэтиленовом коврике под деревцем, японцы рассуждают о смысле бытия и земного притяжения, что такое любовь и как с этим бороться... Выпив саке, они запевают песенку, сочиненную как раз для этого случая — про сакуру, и к вечерку, к концу рабочего дня, немного пьяненькие возвращаются домой, счастливые от того, что и на сакуру посмотрели, и желудок наполнили, и на работу сходили, с мыслями о следующем сезоне сакуры.
На пикники принято собираться не только днем, но и поздним вечером и даже ночью, потому что в это время цветущая сакура особенно красива. В парках и садах под деревьями устанавливают маленькие фонарики под названием «райт-аппу», которые освещают их снизу, а также высокие фонари из рисовой бумаги «васи», свет от которых мягко падает на цветы. Ночное ханами называется «иосакура», что в переводе означает «ночная сакура».
Аниме онлайн смотреть можно в любой обстановке и в любой компании. Если, конечно, вы находитесь в нашем онлайн кинотеатре :) А после просмотра можно посетить и другие хорошие сайты: